4. Политическая раздробленность на Руси.
Русь удельная (XII—XIII вв.)

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лестничной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIIIXIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздаль-ское; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XIXII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «самодержец и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского вече. Историки считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

Основные события и даты

862 Легендарное призвание варяжских князей (Рюрика с братьями) новгородцами.

882 Захват Киева Олегом и основание Киевского княжества.

907 Поход Олега на Царьград.

907, 911 Договоры Олега с греками.

955 (957) Путешествие княгини Ольги в Царьград и принятие ею христианства.

964—972 Походы Святослава на Восток и на Балканы.

988—989 Крещение Руси Владимиром Святым.

1019—1054 Ярослав Мудрый (время политического и культурного расцвета Киевской Руси).

1054 Разделение Русской земли между сыновьями Ярослава Мудрого.

1097 Съезд князей в г. Любече.

1223 Битва на р. Калке.

1237—1238—1240 Нашествие Батыя и покорение Руси татарами; битва на р. Сити.

1240 Победа князя Александра Невского над шведами на р. Неве.

1242 «Ледовое побоище».

 

Вопросы и задания для повторения

1.          Охарактеризуйте процесс становления Древнерусского государства. Какую роль в этом сыграл торговый путь «из варяг в греки»?

2.          Какое значение имел захват Киева Олегом?

3.          Назовите основные военные походы киевских князей.

4.          Какое значение имело принятие христианства для дальнейшего развития русского государства?

5.          Охарактеризуйте период правления киевского князя Ярослава Мудрого.

6.          Что представляла собой культура Киевской Руси?

7.          Назовите причины распада Древнерусского государства.

8.          Охарактеризуйте начальный этап монголо-татарского нашествия.

9.          Дайте характеристику деятельности князя Александра Невского.

Методические рекомендации
по самостоятельному изучению учебного материала

При изучении темы «Древняя Русь» следует выделить основные факторы объединения восточно-славянских племен. В первую очередь необходимо указать на политические (образование союзов племен, наличие внешней угрозы) и экономические (наличие крупных водных артерий, прохождение через земли восточных славян пути «из варяг в греки») предпосылки. В качестве социальных факторов следует указать распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати.

Важен вопрос о принципе передачи власти в Киевской Руси. Лествиничный порядок княжения таил в себе противоречия, в конечном итоге ставшие одной из причин распада единого государства.

Изучая данную тему необходимо выделить важнейшие события в истории Древнерусского государства: принятие христианства, издание первого сборника законов «Русская Правда», военные походы русских князей.

Культура Древней Руси была теснейшим образом связана с православием. Славянская письменность, церковная архитектура, иконы создавались во многом исходя из потребностей христианского просвещения. Именно единство культуры во многом способствовало складыванию единой древнерусской народности.

Необходимо обратить внимание на то, что среди причин распада единого древнерусского государства указываются изменение порядка княжения на Любечском съезде в 1097 г., прекращение существования пути «из варяг в греки», стремление отдельных княжеств к политической и экономической независимости. Феодальная раздробленность была неизбежна и означала очередной этап исторического развития русского государства.

К числу отрицательных последствий феодальной раздробленности относится невозможность противостоять внешней угрозе, приведшая к завоеванию русских земель монголо-татарами. Важно отметить стратегию отношений с Золотой Ордой. Русские княжества являлись зависимой территорией и платили дань. Однако татары не вмешивались во внутренние дела покоренных народов, не навязывали им свою культуру. Это позволило Руси сохранить свою национальную идентичность. Гораздо более серьезная опасность исходила от западных соседей: Швеции и Ливонского ордена. Именно против них выступил князь Александр Ярославович (Невский), одержав победы в Невской (1240 г.) и Чудской (1242 г.) битвах
Hosted by uCoz