1. Восточный славяне
В конце I тыс. н.
э. в Восточной Европе образовалось раннефеодальное Древнерусское государство.
Первым датированным событием русской истории можно считать появление в 839 г.
при дворе франкского императора Людовика Благочестивого византийских послов с
людьми "народа Рос", при более пристальном рассмотрении оказавшимися
скандинавами. Через несколько десятилетий (860 г.) росы упоминаются уже в связи
с военным походом на столицу Византии. С этого времени Русь, Русская земля
постоянно упоминаются в европейских средневековых хрониках.
Ранняя история
Руси в значительной мере определялась ее географическим положением. Русь
располагалась между двумя культурными мирами - с одной стороны христианским, с
другой - мусульманским, и была своеобразным культурным и экономическим мостом
между этими мирами, местом смешения различных культурных традиций.
В конце VIII -
начале IX в. возникает европейско-арабская торговля, в том числе торговый
оборот Восточной Европы со странами Халифата. В IX в. были освоены два наиболее
важных восточноевропейских торговых пути - т.н. "из варяг в греки"
(р. Западная Двина - р. Волхов - р. Днепр - Византия) и волжский (р. Волхов -
р. Волга - Булгары - Хорезм).
Вместе с тем,
положение своеобразной границы между миром оседлого земледельческого населения
и миром степных кочевников - скотоводов часто приводило к вооруженным
конфликтам между ними. Это постепенно укрепило положение военных предводителей
племен (князей) и обеспечило их относительную независимость от племенных
институтов власти. Менялся социальный статус князя. Опираясь на наемную
дружину, князья превращали власть авторитета в авторитет вооруженной власти.
В IX в. в
Восточной Европе сложилось несколько обширных районов, заселенных различными
народами с преобладанием славянского населения.
На севере - балтийский регион,
представлявший собой объединение славянских, финских и балтских племен на
северо-западе Восточной Европы (вплоть до Верхнего Поволжья) с центром в
Новгороде. Местные предводители (князья) этой области контролировали грады
Ладогу, Новгород, Изборск, Полоцк, Белоозеро, Ростов. Неблагоприятные для
земледелия условия (соответственно невысокие размеры извлекаемых доходов) и
доступ к морским путям (Волхов - Ладога - Балтийское море) определили особое
значение торговли для местной знати. С конца VIII в. наряду со славянской
колонизацией данный регион активно осваивался скандинавскими воинами и купцами,
обложившими данью
местное население. Постепенно в этом регионе сложилось несколько
торгово-ремесленных поселений со смешанным населением. Согласно летописной
традиции, именно в Ладоге в 862 г. местные старейшины для прекращения
внутреннего вооруженного конфликта пригласили стороннего князя - конунга Рюрика (летописного
основателя правящей великокняжеской и царской династии на Руси) с дружиной
(т.н. "призвание варягов").
На юге центром
притяжения окрестных племен стал полянский Киев - центр "Русской"
земли. Данный регион граничил со степью и был местом сложного, часто
враждебного, воздействия кочевников - скотоводов на местное оседлое население.
В тоже время, удобный водный путь по Днепру позволял торговать с Византией и
Арабским халифатом. Район Киева был заселен еще в VI в. Часть славянских
племен, обитавших в лесостепи, оказалась под контролем правителей Хазарского каганата.
В конце IX в.
произошло расширение (по данным археологии) торговли Восточной Европы с
Востоком. Знать (князь, дружина и небольшая группа состоятельных горожан)
восточнославянских племенных княжеств включилась в прибыльную международную
торговлю. Активными участниками этой торговли были скандинавы (на Руси их
называли варяги),
добывавшие у местного населения в виде дани и военной добычи продукты для
обмена на предметы роскоши и серебро. Вывозили в основном пушнину (наиболее
прибыльный товар), рабов, мед, воск. Ввозили предметы роскоши, серебро, оружие.
Международная торговля способствовала накоплению значительных богатств в руках
местной элиты и стимулировала имущественное и социальное расслоение.
В IX - X вв. в
Восточной Европе происходит распад племенных форм общественной организации и
постепенное преобразование отдельных племенных областей в ряд
"земель" с главным городом; каждая из этих земель с главным городом
составляют "волость". К концу I тыс. н. э. сложились социальные,
этнополитические и экономические предпосылки объединения восточнославянских
земель в одно государство.
1. Славянские племена и их расселение
В настоящее время с достаточной долей
вероятности можно говорить, что накануне
выхода славян в VI в. н.э. на сцену
Великого переселения народов
под своим именем (словене) они занимали территорию
примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад
- в Среднее Подунавье и
междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В
результате дробления и смешивания
племен складывались новые славянские общности,
которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно
небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжения, составляли, как правило, более крупные —
союзы племенных княжений. Создание
территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси,
известны такие союзы славянских
племен как: поляне, древляне, волыняне (другое название — бужане,), хорваты (часть крупного праславянского
племени, распавшегося в VI—VII
вв. на несколько частей), тиверцы, уличи, а также радимичи, вятичи,
дреговичи, кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз.
Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее
с общеславянским
самоназванием. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим
звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская
(территориальная) община — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и
лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами.
Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье
произошел у славян в ходе расселения (VI—VIII вв.).
Говоря о полянах, древлянах, вятичах и
других племенах, надо иметь в виду, что речь идет не просто о племенах, а о
политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени
одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел
собственных князей-вождей из племенной знати. Историки считают, что
восточно-славянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их
даже именуют протогосударствами. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской
общины и превращения власти князя из родоплеменной в государственную.