Петр I, вступив на престол в 1682 г., начал
править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного
Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его
деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и
неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя
отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость,
целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре,
характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки,
которые к концу XVII
в. определились со всей очевидностью.
Возможными реформы делали
процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича, в
социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка,
успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма
(защиты отечественного производства от иностранной конкуренции).
В сфере государственного
устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности
Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и
управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему
комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность
в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение
культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных
реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не
устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось.
Преобразованиями
были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления,
военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились
без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем
реформы приобрели более целостный характер.
Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало
росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном,
канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности
стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного
производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль
активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны
основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на
льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения
предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права
и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило,
применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к
мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих.
Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной
труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом
влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие
принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно
быть больше денег, из нее вывозимых): установление
высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение
экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.
Петр
I полностью изменил систему
государственного управления.
Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г.
занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и
судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была
учреждена должность генерал-прокурора.
В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10,
затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная,
Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность
определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии
строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой
регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись
бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование
инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции),
бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости.
С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих
— военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из
социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным
дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по штатской службе), бюрократическая
машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе
должен был способствовать «Указ о единонасле-дии» (1714), по которому все земли
передавались по наследству лишь одному из сыновей. Данный указ юридически
уравнял две формы земельного владения, существовавших в России: вотчину и поместье.
И то и другое стало наследственной формой земле владения, чего так добивались
дворяне.
Реформы центральной власти
сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами,
подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении
вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на
50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало
превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для
управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским
обер-прокурором.
Важнейшим элементом
преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную
военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В
1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот,
который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия
подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне
1700—1725 гг. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии
и флота.
Содержание армии,
строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег.
До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую
бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных
сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма
расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин и
выводилась искомая цифра.
Глубокие изменения произошли
при Петре I в
области культуры и быта.
Основные цели реформ понятны:
Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать
регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели
в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение
России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные
противоречия: реформы проводились насильственно,
с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей
эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал
разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась —
дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал
реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и
массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором
исторического развития страны.
Противоречивость
преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия
западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь-преобразо-ватель,
гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший
ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и
укрепивший подлое крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она
состоит, историки определяют по-разному.