Основные цели и направления внешней политики России в XVIII
в. были определены в период правления Петра I. Царь-реформатор стремился
превратить Россию в великую европейскую державу, первоклассную в военном
отношении, обладающую выходами к морям — Черному и Балтийскому. Попытки
закрепиться на Черноморском побережье оказались в итоге безуспешными: овладев в
1696 г. крепостью Азов, превращенной в плацдарм для дальнейшего продвижения,
Петр был вынужден уступить и Азов, и Таганрог, а азовский флот сжечь (по
условиям перемирия с Турцией после поражения Прутского похода 1711 г.).
Неудача в Прутском походе была, однако, лишь эпизодом победоносной
для России Северной войны против Швеции (1700—1721).
В 1721 г. Россия и Швеция подписали Ништадтский мирный договор:
Швеция отказывалась от Эстляндии, Лифляндии, части Карелии (территории вокруг
Выборга), Ижорской земли (Ингерманландии). Финляндия оставалась в составе
Швеции. Главная внешнеполитическая задача России была решена — она получила
прямой выход к Балтийскому морю и добилась того, что стала одним из ключевых участников
европейской политики.
В качестве таковой она участвовала в войне за «польское наследство»
(1733—1735), в войне за «австрийское наследство» (1740—1748), а в 1756—1761 гг.
— в Семилетней войне (в составе Версальской коалиции вместе с Францией и Австрией
против Пруссии и Англии). Одержав ряд блестящих побед при Грос-Егерсдорфе
(1757), Кенигсберге (1758), Кунерсдорфе (1759) и взяв Берлин (1760), Россия в
1761 г. неожиданно вышла из войны: новый император Петр III,
поклонник прусского короля Фридриха II, попытался
переориентировать внешнюю политику на союз с Пруссией.
В период правления Екатерины II (1762—1796) Россия проводила активную внешнюю политику, стремясь решить две
главные проблемы — турецкую и польскую. Сущность первой состояла в том,
чтобы выйти наконец к Черноморскому побережью: этого требовали и военно-стратегические
(обороноспособность южных рубежей), и экономические (свобода торговли в Черном
море, возможность экспорта сельскохозяйственной продукции) интересы России. Что
касается второй проблемы, то речь шла о судьбе переживавшей затяжной
внутриполитический кризис Польши: плодами этого кризиса стремились воспользо-ваться
Австрия, Пруссия и Россия, которая в расширении своих западных границ видела
исторически справедливый акт возвращения отторгнутых еще в XIII—XV вв. западнорусских земель.
Блестящие победы были
одержаны русской армией (при Ларге, при Кагуле, 1770, командующий генерал П. А.
Румянцев) и флотом (в Чесменском сражении, 1770, командующие адмиралы Г. А.
Спиридов и
В. Грейг). Кючук-Кайнарджийский мирный договор был подписан в 1774 г. Россия
получила земли между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь и др.,
добилась права свободного плавания торговых судов по Черному морю и проливам
Босфор и Дарданеллы. Была провозглашена независимость Крыма от Турции. В 1783
г. он был включен в состав России. Военный успех закрепляла активная
деятельность по хозяйственному освоению новых территорий, основание новых
городов (Николаев, Севастополь и др.), постройка Черноморского флота.
Русско-турецкая
война 1787—1791 гг. была начата Турцией, потребовавшей вернуть Крым и
объявившей военные действия против России. Россия добилась новых успехов.
Взятие Очакова войсками Г. А. Потемкина (1788), победы А. В. Суворова при
Фокшанах и реке Рымнике
(1789) и взятие Измаила (1790), уничтожение турецкого флота адмиралом Ф. Ф.
Ушаковым в сражениях при Синопе, Самсуне и др. (1790—1791) дали России Крым и
Очаков, передвинули ее восточные границы с Буга на Днестр и окончательно
утвердили ее на Черном море (таковы условия Ясского мира 1791 г.). Основные
цели, которые преследовала Россия на Черном море, были, таким образом,
достигнуты.
Русско-турецкие
войны со всей очевидностью выявили превосходство русского военного искусства.
Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов разработали новую наступательную стратегию, ввели рассыпной
бой, обосновали тактику штыкового боя, взаимодействия пехоты, артиллерии и
конницы. В знаменитой «Науке побеждать» А. В. Суворов сформулировал принципы
военного искусства, принесшие победы русскому оружию: натиск, быстрота,
мужество, инициатива, боевая выучка и патриотизм солдат.
На польском направлении
Россия также добилась того, к чему стремилась. Первый раздел Польши (1772)
между Россией, Пруссией и Австрией дал России восточно-белорусские земли. По
условиям второго раздела (1793) Россия получила центральную часть Белоруссии с
Минском и Правобережную Украину, по третьему разделу (1795) — Литву, Курляндию,
Западную Белоруссию. Экономически и стратегически Россия выигрывала:
плодородные земли Украины и возможность отодвинуть потенциально опасные
западные границы были важным достижением. В то же время Россия, Австрия и
Пруссия усиливались за счет Польши, более чем на столетие лишившейся
государственной самостоятельности.
Заключительное десятилетие XVIII в. подтвердило роль России как великой
европейской державы (знаменитое высказывание канцлера А. А. Безбородко о том,
что без России «ни одна пушка выпалить не смела», убедительно доказывает эту
мысль). Революция во Франции и особенно якобинский террор 1793 г. подтолкнули
Екатерину II к
вступлению в антифранцузскую коалицию. Лишь кончина императрицы сорвала поход
русской армии под командованием А. В. Суворова в Европу. Он был прообразом
итальянского похода (1799), в ходе которого войска А. В. Суворова нанесли
поражение французам в Северной Италии. Швейцарский поход, завершившийся
знаменитым переходом через заснеженные Альпы, был последним актом в истории
антифранцузской коалиции 1798—1799 гг.: Павел I принял решение о переориентации
внешнеполитических союзов на Францию.
1762 г. — Манифест о вольности дворянства.
1762—1796 гг. — царствование Екатерины II.
1768—1774, 1787—1791 гг. — войны России с Османской империей.
1772, 1793,1795 гг. — разделы Польши.
1773—1775 гг. — крестьянское восстание под предводительством Е. И.
Пугачева.
1789—1794 гг. — Великая французская революция.
1796—1801 гг. — царствование Павла I.
1755 — основание Московского университета.
1783 — создание Российской академии наук.
1.
Что
вкладывают историки в понятие «просвещенный абсолютизм»?
2.
Под
воздействием каких факторов складывалось отношение императрицы Екатерины II к крепостному праву?
3.
Каковы
цели созыва и итоги деятельности «Уложенной комиссии»?
4.
В
чем причины ограниченного характера реформаторской деятельности Екатерины II?
5.
В
каком направлении эволюционировала внешняя политика России с конца XVII до конца XVIII вв.?
6.
Какое
место занимала Россия в европейской политике в середине XVIII в.?
7.
Какие
важнейшие проблемы внешней политики решает Екатерина II?
8.
Каковы
важнейшие преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения?
9.
В
чем заключались особенности развития русской культуры в XVIII в.?
10. Какой период российской истории XVIII в. можно назвать периодом расцвета
отечественной культуры? Почему? С чем он был связан?
Приступая к изучению темы, обратите
внимание на то, что фактически Екатерина II, вступив на российский престол,
совершила двойной захват власти: отняв ее у мужа Петра III и не передав сыну Павлу —
единственному законному наследнику трона. Став императрицей, она понимала всю
шаткость своего положения и всячески старалась избежать столкновений с
поставившими ее на трон дворянами. В этой связи следует рассмотреть вопрос, почему
правление Екатерины II называют «золотым веком» дворянства.
Права и привилегии дворян были
значительно укреплены и расширены в первые годы ее царствования. Определяя
понятие «просвещенного абсолютизма», следует помнить, что Екатерина II считала себя ученицей французских
просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро и др. На основе идей европейских
просветителей у Екатерины II сложилось определенное представление о том, что необходимо
делать для просвещения государства. В соединении со знанием российской
действительности эти представления повлияли на формирование политической
программы императрицы. Теоретическим обоснованием политики просвещенного
абсолютизма стал «Наказ» императрицы.
Пристальное внимание
должно быть уделено крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. В
итоге следует усвоить причины поражения самой мощной в истории России
крестьянской войны: ее царистский характер, стихийность, локальность,
неорганизованность, плохое вооружение, разобщенность движения. Следует также
уяснить, что именно крестьянская война заставила Екатерину II провести серию реформ по
централизации и унификации органов управления в центре и на местах и
законодательному закреплению сословных прав населения.
Приступая к изучению
вопросов внешней политики государства, следует обратить внимание на то, что в
основе непрерывного расширения территории России в XVIII в. лежали успехи
русского оружия и дипломатии. Новые, а отчасти
и исконные земли были присоединены к России в результате успешных войн. Следует
знать, что со Швецией Россия воевала в XVIII в. трижды (1700—1721,
1741—1743, 1788—1790), а с Османской империей — четыре раза (1700—1711,
1735—1736, 1768—1774, 1787—1791), окончательно низведя эти державы на роль
второстепенных. Важно отметить, что с конца XVII в. Россия впервые стала широко
использовать различные международные коалиции, возможности дипломатии. Именно
дипломатически, а затем уже военными методами были осуществлены разделы Польши.
Следует подчеркнуть, что в
Петровскую эпоху важнейшая историческая задача России — завоевание выходов к
Черному и Балтийскому морям была решена лишь частично. Екатерина II наиболее
последовательно продолжала петровские преобразования. Россия становилась все
более мощным государством, с которым вынуждены были считаться европейские
державы.