2. Концепция образования государственности
У славян
Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в "Повести временных лет"
(конец XI - начало XII
в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование
Киевской Руси он изображает как образование в VI
в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного
из племен
"рос" или "рус". В VIII-IX вв. произошло объединение нескольких
десятков
отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве. Нестор
рассказывает о том, что враждовавшие между собой племена ильменских словен,
кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя (конунга).
Князь Рюрик (862-879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в
Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске. В 882 г.
находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь
Олег (879 -
912) осуществляет поход
на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу
Древнерусского государства в Киев. Возникло единое государство - Киевская Русь.
Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность,
экономической основой - торговый путь "из варяг в греки",
зачинателями объединения оказались два важнейших восточно-славянских центра -
Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882-912).
Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Известия
летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. "норманнской теории" (авторы Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер),
согласно которой
государство у славян создали норманны - скандинавские викинги, которых на
Руси называли варягами. Норманнская теория имела особое политическое значение для того
времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном
аппарате России. Патриотически настроенные отечественные ученые (прежде всего
М.В.Ломоносов) в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само
присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской
государственности. Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв. примерно на одном уровне социального
развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры,
ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного
развития общества.
Приглашение варягов на княжение свидетельствует о том, что форма власти
была уже известна. Варяги, судя по летописи "Повесть временных лет",
осели в уже существовавших городах, которые можно рассматривать как показатель
высокого развития восточнославянского общества. Вместе с тем преуменьшение роли
варягов в политических процессах, как это делают крайние антинорманнисты,
доказывая абсолютную
самобытность славянской государственности, противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с
близкими и дальними соседями,
наконец, этническое объединение северо- и южнорусских племен - все это характерные особенности
продвижения славянского общества к
образованию государства.
В истории Киевской
Руси выделяются три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый
период, хронологические рамки которого определяются IX - концом X
в., связан с деятельностью киевских князей - Олега, Игоря (912-945), Ольги
(945-957), Святослава (957-972). В это время почти завершается процесс
объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и
одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и
Хазарией, начинается многовековая борьба со
степняками-кочевниками, орды которых
непрерывным потоком вливались в южно-русские степи. Отношения Древней Руси и Великой Степи, постоянные
столкновения с восточными и
юго-восточными кочевниками оказали значительное влияние на становление славянской государственности. Великая степь в течение долгих веков была для народа Древней Руси
постоянной угрозой и постоянным
источником опасностей, нашествий и разорения. Через так называемые
"ворота народов" - открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем - почти
непрерывным потоком вливались в
южнорусские степи волны кочевых азиатских народов. Они подвергали русские земли опустошительным нашествиям
и вынуждали русский народ истощать
свои силы в непрерывной тяжелой борьбе. Многовековая борьба "леса со степью", проходившая с переменным
успехом, была постоянно действующим
фактором в русской истории. В этот
период существования русского государства начинается переход от сбора дани - натурального или денежного
побора с населения путем
периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к созданию
административно-финансовых центров сбора
дани. Укрепление и расцвет Киевской Руси (конец X
- первая половина
XI вв.) связан с княжением Владимира Святого
(980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). В этот период завершается объединение восточнославянских
земель в рамках единого государства; решается проблема обороны южных и юго-восточных
рубежей страны; расширяется территория государства. Общественный строй в Киевской Руси, как и в других
средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании
крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством. Господствующий класс
был представлен военнослужащей знатью русских князей - дружиной. В X
в. появилась индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчины;
часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных
землевладельцев.
Наиболее значимым
событием этого времени, оказавшим огромное влияние
на всю последующую историю страны и в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось
крещение Руси. Рассматривая эту
проблему, надо иметь в виду, что в конце IV
в. происходит
разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Судьбы церкви на Западе,
где господствовал латинский язык, и в Восточной империи, в которой был
распространен греческий язык, оказались различны. На различия в культуре, религиозных
обычаях, обрядах
наложились противоречия между растущими притязаниями римских пап на господство
в церкви и стремление восточной церкви во главе с патриархом Константинопольским вершить
дела самостоятельно.
К этому прибавились разногласия по богословским вопросам. В 867 г. произошел разрыв
между папой Римским и патриархом Константинопольским, а в 1054 г. патриарх и
посол папы Римского отлучили друг друга от церкви. Так произошло официальное разделение церквей. За
западной церковью закрепилось название римско-католическая, а за восточной -
греко-кафолическая, или православная.
Таким образом, православие было господствующей религией Восточной Римской
(Византийской) империи.
Древняя Русь IX — начало XII
вв.
В конце I тыс. н.
э. в Европе возникло несколько новых государств: империя Карла Великого,
Венгрия, Великая Моравия и
другие. Древнерусское государство заняло свое, особое место в этом ряду, став
своеобразным перекрестком миров - Великой Степи и Запада. Точкой отсчета
русской истории летописец Нестор считает 852
г.: "В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот
почему с этой поры начнем и числа положим". Традиционная же дата
образования русского государства - 882 г. В этом году новгородский князь Олег, опираясь на дружину и ополчение
Северной Руси, подчинил своей власти град Смоленск (племенной центр кривичей) и
Киев (племенной центр полян), устранив местных князей. Соединив под своей
властью северный и южный районы обитания восточных славян, князь Олег получил
полный контроль над международными торговыми путями. Киев был провозглашен
столицей нового государства. Формальные договоры киевских князей с Византией
свидетельствуют, что с этого времени Русь выступает организованной политической
и торговой силой.Однако образовавшееся государство было еще очень не прочным и
скорее представляло собой объединение полунезависимых племенных княжений.
Во главе Киевского государства
стоял князь, который именовался Великим, поскольку продолжали существовать
зависимые от него местные племенные князья (в Чернигове, Переяславле, Любече,
Полоцке и др.). Желая подчеркнуть независимость Киева, а также собственную силу
и значимость, великие князья иногда именовались тюркским титулом хакан (каган).
Однако киевские князья не были самодержцами. Они управляли от имени своих
родственников и ближайшего окружения - крупного боярства,
формировавшегося из племенной знати и верхушки дружины. В свою очередь,
боярство располагало собственными дружинами.
Основная боевая сила киевских князей, дружина, формировалась из людей
различного происхождения и различных народов. Постепенно из верхов дружины и
племенной знати сформировался господствующий класс Киевского государства.
Материальной основой существования этого класса в IX - первой половине X в.
были военные походы и связанные с этим грабежи и контрибуции, а также
примитивная форма дани ("полюдье").
Полюдье представляло собой регулярный, упорядоченный сбор дань в пользу князя и
его дружины или дружины его приближенных.
Великие киевские князя в начальный период существования Руси опирались на жителей
новгородского севера - здесь набирали в помощь дружине воинов (летописные
"веховнии вои"); для Новгорода была установлена особая дань ("урок"),
распределявшейся между князем и дружиной; княгиня Ольга ввела в
Новгородской земле вместо полюдья дань в определенных размерах
("оброк") и назначила специальные места ("погосты"),
где ее принимали княжие мужи ("даньщики"), что, несомненной,
уменьшало бесчинства дружинников среди местного населения. Новгородский север
помогал сохранять связь со Скандинавией, откуда князья в трудную минуту
призывали боевую силу - варягов.
Объединение
восточнославянских земель вокруг Киева заняло в целом более столетия. Столь
долгий период можно объяснить рядом причин: огромные, неосвоенные земледельцами
территории, прочность племенных традиций, многонациональный состав населения,
пограничное положение между Европой и Степью (Русь стала местом синтеза
различных культурных традиций).
2-3. Древняя Русь в XI-XII вв.
Возникновение Древнерусского государства
традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода
на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив
княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына
князя Рюрика — Игоря.
Образование государства
явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных
пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э.
К VII в. на ее просторах расселились
восточно-славянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны
историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного
Нестора (XI
в.). Это поляне (вдоль
западного берега Днепра), древляне (к
северо-западу от них), ильменские
словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и
Западной Двины), вятичи (по
берегам Оки), северяне (по
Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты,
юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые
пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки»
от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и
Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.
Нестор приводит знаменитый
рассказ о призвании ильменскими
словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора:
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть
нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник
«Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862 г.). Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство
того, что государственность на Русь была принесена извне, и восточные славяне
не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту
теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:
— рассказ Нестора доказывает,
что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом
государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен —
будущее вече);
— варяжское происхождение
Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение
иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости
предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие
интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами
призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья,
окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы,
ведшие к образованию государства;
— крупные племенные
суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились
уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;
— в формировании
Древнерусского государства важную роль сыграли внешние факторы: исходившие извне
(Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;
— варяги, дав Руси правящую
династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским
населением;
— что касается названия
«Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков
связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской
среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие
мнения.
В конце IX — начале XI вв. Древнерусское государство переживало
период становления. Активно шло формирование
его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян,
северян и радимичей, Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав
(964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены
волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме
восточно-славянских племен в состав Древнерусского государства входили
финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен
от киевских князей была довольно высокой.
Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата
дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали
подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя
Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань,
заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки
(размер дани) и установить погосты
(места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный
историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы,
обязательные для древнерусского общества.
Важными функциями
Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента
своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX —
начале XI в. это были главным
образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики
(походы на Византию в 907, 911, 944, 970 гг., русско-византийские договоры 911
и 944 гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).
Период становления Древнерусского государства завершился правлением
князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем
из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей
на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок
наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир,
заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские
города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано
его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять
следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные
престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его
смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его
сыновей за киевское княжение.
К середине XI в. на Руси утвердились
феодальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была
земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками
земли, а были ее
держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть
до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные
орудия труда, скот, дом. Заставить работника трудиться на себя феодал мог лишь
с помощью внеэкономического принуждения. Отсюда личная зависимость крестьянина
от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного
обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин
должен был трудиться на него часть своего рабочего времени и отдавать ему часть
своего урожая. Эта была земельная рента. Рента могла быть отработочной
(барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).
Расцвет Древнерусского
государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) и его
сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного
права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не
сохранился ни в оригинале, ни в списках). Ее анализ позволяет историкам
говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как
и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с
которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе).
Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники
(сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны
(управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные
сведения о древнерусском обществе, основу которого составляло свободное
сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы),
зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении
последних историки не имеют единого мнения).
Ярослав Мудрый вел энергичную
династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими
родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.