21. Внутренняя политика Николая I

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни". Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Николаевская Россия 1825-1855 гг.: кризис феодально-крепостнического строя.

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы над восставшими декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай I. Личность Николая I неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Самые убийственные характеристики исходили от представителей современного ему революционного направления, с которым он на протяжении все своей жизни вел непримиримую борьбу. Они писали о нем как крайне ограниченном монархе, жестоком деспоте и тиране. Приближенные же, наоборот, восхищались его выдающимися личными качествами - необыкновенной работоспособностью, порядочностью, скромностью в быту. Николая специально не готовили к управлению такой громадной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточно серьезного образования. Его интересовало прежде всего военное дело. Объективно, однако, нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе. Его основной программой стала фраза, которую он произнес при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни". Если в правлении Александра I обычно выделяют два периода (либеральный и консервативный), то курс Николая I оставался последовательно консервативным на протяжении всего его царствования. Несмотря на то, что Россия продолжала постепенно отставать от Запада в экономическом, социальном и политическом отношениях, основные мероприятия Николая сводились лишь к укреплению самодержавной власти, дальнейшей централизации и бюрократизации управления страной, созданию подлинно полицейского государства. Осуществляя свой внутриполитический курс, Николай I вынужден был учитывать, что в России продолжало зреть недовольство крестьян своим положением, выразившееся в ряде их выступлений и бунтов, сохранялась традиция революционного движения, активно формировалась либеральная оппозиция. Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Все это накладывало существенный отпечаток на мероприятия в области внутренней политики. Вторая четверть XIX в. в общеевропейской истории характеризуется значительными изменениями политических систем, связанными с окончательной ломкой абсолютистских режимов, выходом новых социальных слоев на арену политической жизни, общей либерализацией государственного строя в некоторых странах. В России эти процессы были в значительной степени заторможены правлением Николая I. Предпринимались серьезные меры для укрепления и далее расширения самодержавной власти, они были направлены на дальнейшую концентрацию всей системы управления в руках монарха. При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а систем министерств, созданная при Александре I, была фактически подменена органом, получившим огромное влияние,- Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ныне она превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений: I отделение представляло личную канцелярию императора, II - занималось кодификацией законов III - ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными заведениями. Канцелярия вмешивалась во все стороны политической, общественной, духовной жизни страны, следила за управлением провинциями, центральной Россией и ее окраинами. Для более эффективного управления страной Николай I считал необходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой целью он значительно увеличил штат аппарата чиновников (около 70 тыс. человек), все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, нити которой император пытался концентрировать исключительно и своих руках. Бюрократизация имела двоякий эффект: с одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране; с другой - привела к пробуксовыванию государственного механизма и серьезным провалам в области государственного управления. Характерно, чтo в эпоху правления Николая I к управлению страной были допущены очень немногие крупные государственные деятели. Он предпочитал опираться на лично преданных ему свитских генерал- и флигель-адъютантов. Большое влияние в государственном аппарате получили военные! занявшие важные государственные посты. Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Его не удовлетворяла деятельность Министерства внутренних дел. Поэтому в 1826 г. было создано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, призванное осуществлять политический сыск и надзор в стране под личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А.Х.Бенкендорф, безгранично преданный императору, идее самодержавия и крепостничества. Его помощники Л.В.Дубельт, фон Фок наводнили Россию сетью тайных агентов, шпионов, расширили систему перлюстрации частной корреспонденции. В 1827 г. Ш отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия была поделена на несколько жандармских округов. Следует отметить, что фактически впервые в России была создана эффективная полицейская система, которая позволила на длительный период затормозить развитие революционного движения в стране. Одновременно она была направлена на подавление любого инакомыслия, несогласного с крайностями самодержавия и жестокой крепостнической системой. Преследовались не только радикальные, но и умеренно либеральные взгляды и высказывания. Это тормозило в целом развитие прогрессивной мысли в стране, мешало связям и интеллектуальным контактам с Западной Европой. Просвещение во второй четверти XIX в. развивалось противоречиво. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой - поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения. В 1828 г. был утвержден Устав низших и средних учебных заведений. Его целью было закрепление замкнуто-сословной системы обучения. Приходские школы (весьма низкий уровень образования) предназначались для низших слоев населения, уездные училища - для горожан недворянского происхождения, гимназии - для детей дворян и чиновников. Система просвещения находилась под неусыпным контролем государства в лице Министерства просвещения. Это учреждение рассматривало и утверждало все учебные программы и учебные пособия. Серьезные испытания во второй четверти XIX в. выпали на Долю российских университетов, которые с начала XIX в. были единственными центрами образования и науки. В 1835 г. ввели новый университетский Устав, лишивший высшие учебные заведения значительной части их автономии. За университетами был установлен жесткий политический контроль. Программы вузов пересматривались, в них укреплялись консервативные и Религиозные традиции. Университетская жизнь при Николае I регламентировалась, как и другие отрасли государственного управления. В конце царствования Николая эти процессы еще более ужесточились. Полностью были уничтожены остатки автономии вузов, повышена плача за обучение, сокращен набор студентов. Известно, что Николай грозил закрыть Московский университет и только просьбы некоторых приближенных удержали его от этого шага. Однако настоятельные требования жизни привели к тому, что даже в этих сложных условиях высшее образование получило дальнейшее развитие. Был восстановлен закрытый ранее Педагогический институт в Петербурге. Особое внимание уделялось подготовке специалистов. С этой целью открылись Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения. Во второй четверти XIX в. Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Городское население было немногочисленным, крестьяне являлись основной массой народа. Большинство крестьян принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. Другую категорию составляли государственные крестьяне. Часть крестьян принадлежала царской фамилии (дворцовые крестьяне). Крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической и политической жизни страны. В его решении Россия значительно отставала от других европейских государств, в которых крепостное право было уже давно уничтожено. Личная зависимость крестьянина от помещика, часто выражавшаяся в самых уродливых формах, позорила Россию перед всем миром. Подневольный труд крестьян был непродуктивным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие российской промышленности. Необходимость отмены крепостного права и изменения социального строя понимали не только радикально и либерально настроенная часть русского общества, но и наиболее дальновидные представители правящих кругов. Как уже отмечалось, обсуждение крестьянского вопроса в правительстве началось еще при Екатерине II и продолжалось в годы правления Александра I. Однако ожесточенное сопротивление помещиков-крепостников, владевших крестьянами и землей, не дало возможности кардинально решить крестьянский вопрос. В годы правления Николая I эта проблема также занимала важное место во внутренней политике. В начале его царствования о обсуждалась в секретных комитетах, в которых принимали участие высшие государственные чиновники. Но эти дискуссии оказались бесплодными. Общее направление политики Николая на консервацию старых порядков помешало освобождению крестьян. Во второй четверти XIX в., как и в годы правления Александра 1 правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли. Таким образом, была ликвидирована самая уродливая форма крепостничества, когда по произволу помещиков разрушались крестьянские семьи, жен отрывали от мужей, детей от родителей. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. Так было покончено еще с одной формой крепостничества, когда крестьян использовали как домашних рабов. В 1842 г. был издан закон об "обязанных крестьянах". Он продолжал линию, намеченную указом 1803 г. о "свободных хлебопашцах". По этому закону помещик мог предоставить крестьянину личную свободу без какого-либо выкупа и дать ему в пользование небольшой надел земли, за который крестьянин обязан был отрабатывать помещику. Кроме того, рядом указов правительство начало регламентировать отношения между помещиком и крестьянином, фиксируя размеры крестьянских наделов и повинностей, определяя меры возможного наказания крестьянина помещиком. В 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, инициатором и проводником которой был прогрессивный государственный деятель граф П.Д.Киселев. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших к тому времени около трети населения страны. Созданное в ходе реформы Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, открывало в деревне школы и больницы. Можно по-разному оценивать проведенные правительством Николая I мероприятия в области решения крестьянского вопроса. Конечно, крепостное право не было уничтожено. Но рабские проявления крепостничества были ликвидированы, положение некоторых категорий крестьян было улучшено. Следовательно, при Николае и созданы предпосылки для будущей крестьянской реформы. Вступая на престол, Николай I объявил о своем намерении обеспечить России законность и порядок. Он твердо верил, что следование букве существующих законов даст возможность процветания и спокойного развития страны. В связи с этим в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства, которое оставалось архаичным и запутанным. Это ответственное дело было поручено возвращенному из ссылки М.М.Сперанскому. Он возглавил и организовал работу II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Первоначально ставилась широкая и прогрессивная задача - на основе изучения и классификации старых законов создать принципиально новое законодательство для России. Решение подобной задачи, несомненно, способствовало бы модернизации страны. Сперанский с энтузиазмом приступил к работе. Но консервативные тенденции в политике правительства и в этом вопросе не дали довести дело до задуманного результата. Сперанскому пришлось ограничиться лишь сбором законов, принятых после Соборного уложения 1649 г., и извлечением из него действующих. Основная же работа велась по публикации "Полного собрания законов Российской империи" (45 томов) и "Свода законов" (15 томов), созвучных современному правовому положению страны. В целом во внутренней политике Николая I проявились тенденции консервации существующей политической и социальной системы. Для сохранения самодержавия, укрепления личной власти царя проводились широкие мероприятия по дальнейшей бюрократизации государственного аппарата, созданию эффективной полицейской системы. Повысилась роль военных в политической жизни. Правительство активно боролось с любыми проявлениями инакомыслия в России. Во второй четверти XIX в. Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические задачи. В начальные годы правления Николая I военно-техническое отставание России от западной Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире. Основные направления внешней политики сохранялись с конца XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. В период царствования Николая центральное место во внешней политике занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей. Для России чрезвычайно важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страды. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобрело огромное значение. Важнейшей проблемой для российской внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из центральных задач российской дипломатии. Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. В ходе греческого восстания против османского ига, начавшегося в 1821 г., Россия поддержала своих братьев по вере и крови, что стало поводом для русско-турецкой войны (1828-1829 гг.). Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границы в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи. Соперником России в этом регионе был Иран. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию. Однако она была непреклонна и продолжала с особой жестокостью подавлять восстание греков. В связи с этим в октябре 1827 г. русско-английская эскадра вошла в Наваринскую бухту, где находился грецкий флот, и в результате развернувшегося короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивались в Закавказье и на Балканах. Россия была подготовлена к войне лучше, чем Турция. Ее армия эффективно действовала на Кавказе, где были взяты мощные турецкие крепости Карс и Баязет. На Балканах в 1829 г. русская армия нанесла ряд военных поражений турецким войскам взяла город Адрианополь, находившийся вблизи Константинополя - столицы Турции. После этого в сентябре 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 г. было провозглашено создание независимого греческого государства. Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. с Ираном и Россией закрепила за собой значительные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX в. Иран при поддержке Англии активно готовился к реваншу, желая вернуть утраченные земли. В 1826 г. иранская армия вторглась в Карабах и, началась новая русско-иранская война (1826-1828 гг.). Для своего наступления иранский главнокомандующий избрал тифлисское направление, намереваясь одним ударом покончить с русским владычеством в Закавказье. Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат и офицеров позволил сдержать наступление Аббас-Мирзы. Так, небольшой русский гарнизон крепости Шуша задержал продвижение иранской армии на 48 дней. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. В 1827 г. началось победоносное наступление русской армии. Она захватила крепость Эривань (Ереван). В это время в русской армии действовало более 1000 армянских добровольцев. Далее русские войска вошли в южный Азербайджан и взяли Тавриз. Полное военное поражение Ирана стало очевидным. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. В выработке выгодных условий для России сыграл большую роль известный писатель и дипломат А.С.Грибоедов. По договору в состав России полностью вошли территории Эривани и Нахичевани. Из них в марте 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа. Таким образом, в результате русско-турецкой и русско-панской войн конца 20-х годов XIX в. в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи. Началось экономическое, политическое и культурное сближение русского народа с народами Закавказья. Территория Северного Кавказа издревле была заселена многочисленными народами, отличавшимися друг от друга по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. Взаимоотношения России с их правящей верхушкой были довольно запутанными. В конце XVIII - начале XIX вв. русская администрация заключила соглашения с различными племенами и общинами об их вхождении в состав России. Однако власть России на Северном Кавказе была чисто номинальной. Вне административного контроля оставались горные районы Северного Кавказа, отделявшие ее от Закавказья. После присоединения Закавказья перед правительством встала задача обеспечить стабильную обстановку на Северном Кавказе, подчинить его народы русской администрации. Еще в годы правления Александра I генерал А.П. Ермолов начал продвигаться в глубь Чечни и Дагестана. На Северном Кавказе строились русские военные опорные пункты. Так возникли крепости Грозная и Внезапная. По мере закрепления русских войск возрастало сопротивление горских народов. В конце 20-х годов XIX в. это сопротивление оформилось в религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против "неверных", т.е. русских, аскетизм и религиозный фанатизм. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе - имамат. В 1834 г имамом (главой государства) стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию. Под руководством Шамиля началась борьба против русского присутствия на Северном Кавказе, продолжавшаяся около 30 лет. Эта борьба велась с переменным успехом. Так, в 40-е годы XIX в. Шамилю удалось потеснить русских, расширить подвластные ему территории, укрепить личную власть, установить связи с Турцией и некоторыми европейскими государствами. В 1854 г отряды Шамиля вторглись даже в Грузию, захватили и разграбили Цинандали. В борьбе против имамата Россия несла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. В рядах Кавказского корпуса погибло много передовых людей, сосланных правительством в армию за свое инакомыслие Столь длительное сопротивление подорвало силы горцев. К концу 50-х годов XIX в. ситуация для них изменилась в худшую сторону Государство Шамиля уже клонилось к закату, началось его внутреннее разложение. Основная масса крестьянства, замученного войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стала отходить от мюридизма. После окончания Крымской войны русское правительство усилило свое наступление на Северном Кавказе. В августе 1859 г. после ожесточённой битвы пало последнее убежище Шамиля - аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. Так завершилось присоединение к России территории Северного Кавказа. Традиционным во внешней политике оставалось западное направление - взаимоотношения с европейскими государствами. Николай I отказался от системы Священного союза, созданной его братом Александром I. Вместе с тем он продолжал ориентироваться в Европе на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. На протяжении всего царствования он с постоянной враждебностью относился к Франции, рассматривая ее как носителя революционного духа в Европе. Консерватизм внешней политики Николая выразился в том, что он неустанно боролся с революционными движениями в странах Европы дипломатическими, политическими и даже военными методами особенно во время прокатившейся по Европе волны революций 1830-31, 1848-49 гг. Так, в 1849 г. Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи; его войска задушили революционные выступления и в Дунайских княжествах (Молдове и Валахии). Организовать объединенные военные походы против революций 1830 и 1848 гг. во Франции Николаю I помешали его союзники, не желавшие усиления позиций России в Европе. Однако они не вмешивались во внутренние дела России, в частности ход крупного польского восстания 1830-31 гг., жестоко подавленного царскими войсками. Вышеперечисленными направлениями не исчерпывалась деятельность российской дипломатии в указанный период. Во второй четверти XIX в. Россия начала пристально присматриваться к Средней Азии, развивала отношения с Китаем, Североамериканскими штатами, странами Латинской Америки. Крымская война - особая страница в русской истории. Она оказала значительное влияние на развитие международных отношений, на внутреннее положение Российской империи, обнажила, с одной стороны, слабость Российской империи, с другой - продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. В Крымской войне приняли участие Россия, Османская империя, Англия и Франция. Каждая из этих стран имела собственные расчеты в развязывании военного конфликта на Ближнем Востоке. Как уже отмечалось, для России первостепенное значение "мел режим черноморских проливов. В ЗО-40-е годы XIX в. русская дипломатия вела напряженную борьбу за наиболее благоприятные условия в разрешении этого вопроса. В 1833 г. был заключен с Турцией Ункяр-Искелесийский договор, по которомy Россия получила право свободного провода своих военных кораблей через проливы. В 40-е годы XIX в. ситуация изменилась. На основе ряда соглашений с европейскими государствами проливы были закрыты для всех военных флотов, что особенно тяжело отразилось на русском флоте, который оказался запертым в Черном море. Англия и Франция, вступая в войну против России, надеялись сокрушить ее как великую европейскую державу, лишить влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Османская империя преследовала свои реваншистские замыслы, надеясь вернуть территории, потерянные в результате русско-турецких войн конца XVIII - первой половины XIX в. Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г., когда впервые между православным и католическим духовенством в Палестине разгорелись споры о том, кто будет главенствовать и владеть святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Учитывая тот факт, что православную церковь поддерживала Россия, а католическую - Франция, спор между священнослужителями перерос в противостояние этих двух европейских государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и лично императора Николая I. В Турцию был направлен специальный представитель царя А.С.Меншиков. Ему было поручено добиться восстановления привилегий русской православной церкви в Палестине и права покровительства православным подданным Османской империи. Неудача миссии Меншикова была предрешена заранее. Султан не собирался уступать нажиму России, а вызывающее, неуважительное поведение русского посланца лишь усугубило конфликтную ситуацию. Спор о Святых местах стал поводом к возникновению русско-турецкой, а впоследствии и общеевропейской войны. Занимая непримиримую позицию, Николай I надеялся на мощь своей армии и на поддержку некоторых европейских государств (Англии, Австрии и др.). На деле оказалось, что он просчитался по всем направлениям. Русская армия была огромной и насчитывала более миллиона человек. В то же время, как выяснилось в ходе войны, она была очень отсталой и несовершенной, прежде всего, в техническом отношении. В ее вооружении преобладали гладкоствольные ружья, уступавшие нарезному оружию западноевропейских армий. Устарела также артиллерия. Флот России оставался преимущественно парусным, тогда как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Отрицательное значение имело отсутствие налаженных коммуникаций в Российской империи, что не позволило обеспечить места основных военных действий достаточным количеством боеприпасов, продовольствия и людским пополнением. Русская армия могла успешно бороться с подобной же по состоянию турецкой, но противостоять объединенным силам Европы она не имела возможности. После провала миссии Меншикова русские войска были введены в Молдову и Валахию, находившиеся в вассальной зависимости от Турции. В ответ на это турецкий султан, поддерживаемый английским и французским правительствами, в октябре 1853 г. объявил России войну. В ходе Крымской войны можно выделить два этапа. Первый - собственно русско-турецкая кампания, которая велась с переменным успехом с ноября 1853 г. по апрель 1854 г. Второй (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.) - был связан с англо-французской интервенцией в Крыму и широкими боевыми действиями на Кавказе. Основным событием первого этапа стало знаменитое Синопское сражение в ноябре 1853 г. В результате четырехчасового боя талантливому флотоводцу адмиралу П.С.Нахимову удалось полностью разгромить турецкий флот, укрывшийся в Синопской бухте, и подавить береговые батареи турок. Синопская битва заставила активизироваться Англию и Францию, которые объявили войну России. В первое время они вели локальные операции. Англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировке Соловецкий монастырь. Военная операция была проведена на Камчатке. Англо-французская эскадра атаковала Петропавловск-Камчатский, но русский гарнизон героически отстоял тот форпост России на Дальнем Востоке. Однако главной целью объединенного англо-французского командования был захват Крыма и Севастополя - крупнейшей военно-морской базы России. Утром 2 сентября 1854 г. более 300 транспортных судов под прикрытием многочисленных боевых кораблей начали высадку англо-франко-турецкого экспедиционного корпуса в районе Евпатории. Первое сражение на территории Крыма произошло недалеко от места высадки союзников на р. Альме в сентябре 1854 г. Князь А.С.Меншиков, поставленный во главе русской армии, это сражение проиграл. Подчиняясь его приказу, русская армия, пройдя через Севастополь и фактически бросив его на произвол судьбы, начала отход в глубь Крыма к Бахчисараю. Одновременно гарнизон Севастополя, подкрепленный матросами черноморского флота, вел активную подготовку к обороне города. Ее возглавили известные русские флотоводцы В.А.Корнилов и П.С.Нахимов. По приказу Нахимова русский флот был затоплен в Севастопольской бухте, преграждая дорогу военно-морскому десанту противника. В октябре 1854 г. началась осада и оборона Севастополя. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм. В Севастополе прославились адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, военный инженер Э.И.Тотлебен, генерал-лейтенант артиллерии С.А.Хрулев, многие русские матросы и солдаты, фамилии которых не забыты и по сей день: П.Кошка, И.Щевченко, Ф.Самолатов и др. Во время обороны Севастополя основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции: сражение под Инкерманом (ноябрь 1854 г.), попытка наступления на Евпаторию (февраль 1855 г.), сражение на Черной речке (август 1855 г.). Эти военные действия не принесли успеха Русской армии и мало помогли обороне Севастополя, вокруг которого постепенно сжималось кольцо противника. После гибели адмирала Нахимова в июне 1855 г. положение еще более ухудшилось. В августе 1855 г. начался последний штурм Севастополя. В результате падения главенствующего над городом Малахова кургана продолжение обороны было затруднено. Поэтому остатки гарнизона перешли с южной стороны города на северную. Большая часть Севастополя была занята союзными войсками, но, найдя там одни развалины, они вернулись в свой лагерь. Героическая оборона крепости завершилась через 11 месяцев после ее начала. Военные действия на Кавказском театре развивались более успешно для России. Турция намеревалась вторгнуться в Закавказье, но потерпела крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на территории Османской империи. В ноябре 1855 г. пала крупнейшая турецкая крепость Каре. В результате крайнего истощения сил союзников в Крыму и успеха русского оружия на Кавказе военные действия были приостановлены и начались мирные переговоры. В феврале 1856 г. открылся Парижский конгресс, на котором Россия, с одной стороны, и ее противники, с другой, в течение длительного времени обсуждали условия мирного договора. В конце марта 1856 г. Парижский мирный трактат был подписан. Россия, вопреки ожиданиям, не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. В то же время она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным был пункт договора о так называемой "нейтрализации" Черного моря. В результате Россия потеряла право иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости на его побережье. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ России. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет. Поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность, активизировало народные массы и заставило правящие круги вплотную заняться реформированием государства

 

 

21. Социально-экономическое развитие России
в первой половине XIX века

Россия в первой половине XIX в. оставалась крепостнической страной, однако экономическая система, основанная на крепостном праве и принудительном труде, вступила в стадию кризиса. Сказанное не означает, что облик сельского хозяйства и промышленности определяли застой и упадок. Напротив, наблюдался экономический рост, и в городе, и в деревне появилось немало нового. Однако новые экономические реальности развивались не благодаря, а вопреки господствовавшей системе, на каждом шагу наталкиваясь на сопротивление, которое она им оказывала. В этом и состояла сущность кризиса крепостнической системы хозяйства. Чем дальше, тем сильнее крепостническая система хозяйства тормозила экономическое развитие страны. Вопрос об отмене крепостного права становился все более острым. Он требовал безотлагательного решения.

Россия оставалась страной аграрной. С конца XVIII в. сельское хозяйство России все прочнее связывалось с рынком — внутренним и внешним. Помещики, поставлявшие зерно и другие продукты на рынок, были заинтересованы в максимальном расширении объемов производства. Лишь немногие шли по пути интенсификации своего хозяйства: внедряли новые орудия труда, приемы обработки земли, применяли элементы вольнонаемного труда. Эти новые явления были скорее исключением из правил, не они определяли основное направление развития сельского хозяйства.

Подавляющее большинство помещиков черноземных губерний России добивались роста производства за счет расширения собственной пашни и увеличения барщины (вплоть до перевода на шестидневную барщину, так называемую месячину). Результатом была деградация крестьянского хозяйства, его обветшание, что, в свою очередь, сказывалось и на состоянии хозяйства помещичьего. В нечерноземных губерниях преобладала иная тенденция: барщина сокращалась, крестьян переводили на денежный оброк, размеры которого были таковы, что заставляли земледельцев искать дополнительные источники доходов (отходничество, промыслы и пр.). Результат был тем же: крестьяне, отрываясь от земледельческого труда, не имели возможности стать полноценными работниками на мануфактурах и фабриках, ибо оставались крепостными и львиную долю заработанного отдавали своих господам в форме налогов.

В промышленности России с одной стороны, сохраняли значение старые предприятия мануфактурного типа, основанные на использовании принудительного труда приписных крестьян. Такими были, например, горнодобывающие и металлургические предприятия Урала, вступившие в первой половине XIX в. в полосу кризиса.

С другой стороны, развивались промыслы, росли мануфактуры в легкой промышленности, владельцы которых применяли наемный труд и работали на массового потребителя. В 30-е гг. в России начался промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Возникли первые фабрики, на которых отдельные ручные операции заменили машины. Сформировались три основных промышленных района — вокруг Москвы, вокруг Петербурга и на Урале. Однако и в промышленности сказывалось негативное влияние крепостнической системы хозяйства. Рынка вольнонаемного труда не сложилось и не могло сложиться. В качестве наемных рабочих привлекались главным образом крепостные крестьяне-отходники, вынужденные часть заработанного отдавать помещику. Более того, владельцами предприятий нередко были разбогатевшие «капиталистые крестьяне», которые оставались крепостными. Процесс накопления капиталов был, таким образом, затруднен: помещик забирал немалую долю прибыли своего предприимчивого крепостного, а тот был вынужден слишком «щедро» оплачивать труд работников (ведь им также нужно было заплатить положенные оброки). Узким был и рынок сбыта, без которого быстрое развитие капиталистического производства невозможно. Вот почему промышленный переворот в России затянулся до 80-х гг. XIX в., а его социальные последствия (формирование буржуазии и рабочего класса) до реформы 1861 г. практически не проявлялись.

Население России в первой половине XIX в. неуклонно росло. Соотношение численности сельского и городского населения существенно не менялось (в городах жило не более 7—8 % россиян). В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Принадлежность к определенному сословию — социальной общности, выделяемой по признакам происхождения и правового положения, — играла существенную роль в жизни человека.

Господствующим сословием оставалось дворянство. В дворянской среде происходили довольно сложные процессы. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий. Правительство Николая I (1825—1855) прилагало серьезные усилия к тому, чтобы поддержать высшее сословие: повысило класс (чин), дававший право на потомственное дворянство, ввело звание почетного гражданина, приняло закон о майоратах, разрешивший объявлять поместья не подлежащими разделу между наследниками. К привилегированным сословиям принадлежали также духовенство и купечество, которое делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала.

Полупривилегированным считалось военно-земледельческое сословие казаков. Податными сословиями являлись крестьянство и мещанство (непривилегированное городское население — ремесленники, мелкие торговцы). Крупнейшим по численности сословием было крестьянство. Оно делилось на три большие группы — помещичьи (принадлежали частному владельцу — помещику), государственные (принадлежали казне) и удельные (принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом). Крестьяне выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина, оброк и др.), платили налоги в пользу государства, подлежали рекрутскому набору. Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни. Крестьянство было самым бесправным сословием и более других страдало от крепостничества. Крепостное состояние препятствовало социальному росту предприимчивых («капиталистых») крестьян, подрывало экономические силы крепостной деревни.

Целый ряд социальных процессов, происходивших в первой половине XIX в., противоречил господствовавшему сословному строю. Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей — не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне (Прохоровы, Рябушинские, Морозовы и др.) и даже дворяне. Новым явлением также было формирование обширного слоя разночинцев. Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция.

 

 

Hosted by uCoz