В общественном движении
пореформенной России спорили, конкурировали, боролись за влияние те же течения,
которые оформились в 30—50-е гг. XIX
в. — накануне «великих реформ». Отмена крепостничества, освобождение крестьян,
учреждение земского самоуправления, введение гласного, состязательного,
бессословного судопроизводства — эти и другие исторические по значению
перемены, осуществленные властями «сверху», создали новую общественную
реальность, поставили новые вопросы. Из ответов на вызовы времени складывались
идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60—90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые
годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе.
Этому способствовали польское восстание 1863 г., «нечаевщина», террор «Народной
воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в
официальную идеологию правления Александра III (1881—1894). Наиболее крупными представителями
русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего
Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия
исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко
критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность учиться у
Европы. Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи
с коронацией Александра III, утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного
от всяких на нее поползновений.
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России
не стало серьезной самостоятельной силой. Тому были свои причины. «Великие
реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы
отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд,
свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него
немедленного принятия конституции и представительного правления они и не
хотели, и не могли. Их голос либо сливался с голосом власти, либо просто не был
слышен.
Положение
изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские
деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные
гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти».
Крупнейшими представителями русского пореформенного либерализма были К. Д. Кавелин,
Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, А. И. Кошелев и др. События 1 марта 1881 г. были
восприняты либералами как громадная трагедия. Их влияние на Александра III и
власть было весьма незначительным. Либерализм на долгие годы «ушел в себя»,
отказался от участия в большой политике.
Радикальное течение. В 60-х — начале 80-х гг. оно было представлено
движением революционных народников. Основой идеологии революционного
народничества была теория «общинного социализма», впервые сформулированная в
работах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным
землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет
уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать
человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный мир.
В
60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том,
как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода
угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением
прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно
возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции
должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А.
Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что
для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В
начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались
три основных идейных течения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом
пропагандистского направления был П. Л. Лавров. Критически мыслящие личности,
по его мнению, возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция
должна «идти в народ», просвещать его, готовить к будущей революции.
М.
А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о
роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее
предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт
органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к
топору».
Идеолог
заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих
сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно
«бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не
имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача
революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к
перевороту и захвату власти.
В
1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых
людей, — «хождение в народ». Переходя из деревни в деревню, они раздавали
пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами, убеждали их, что
«более терпеть нельзя». Одевались молодые пропагандисты в крестьянскую одежду,
и говорить пытались так, как должен был, по их мнению, говорить простой народ.
Нет ничего удивительного в том, что деревня встретила их настороженно: она с
подозрением относилась к чужакам, да и их призывы показались странными,
опасными. Участников движения встретил совсем не тот народ, о котором они знали
из книг и брошюр. К осени 1874 г. «хождение в народ» пошло на убыль, затем
последовали правительственные репрессии.
В
1876 г. была создана организация «Земля и воля». Конечной целью ее члены
признали замену монархии республикой, а средством достижения цели — подготовку
крестьянской революции. Главным стало пропагандистское направление: народники
становились сельскими учителями, фельдшерами, земскими служащими и пытались
развернуть пропаганду среди крестьян. Успеха эта деятельность не имела. Кроме
пропаганды, программа «Земли и воли» предусматривала «дезорганизаторскую»
работу, состоявшую в том числе в подготовке покушений на наиболее выдающихся (а потому считавшихся вредными
для революции) представителей власти. Это была тактика индивидуального террора,
жертвами которой уже к весне 1879 г. пали шеф жандармов Н. В. Мезенцев,
харьковский генерал-губернатор Д. Н. Кропоткин и др. На Дворцовой площади было
совершено покушение на Александра II.
Летом
1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации — «Черный передел» (Г. В.
Плеханов и др.), выступавший за продолжение пропагандистской деятельности, и
«Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.),
выдвинувшую на первый план политический террор против власти. В 1879—1881 гг.
была развернута настоящая «охота на царя»: покушения на Украине и в Москве,
взрыв в Зимнем дворце (погибло более 60 человек из обслуги и охраны). К общему
благу народа, к свободе и республике народовольцы считали возможным идти через
кровь, убийства, страх.
В
обществе возникла паника. Власть дрогнула. Была создана Верховная
распорядительная комиссия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым (1880). «Бархатный
диктатор», усилив борьбу с подрывной деятельностью, предложил царю проект
преобразований, допускавший элементы представительного правления. 4 марта 1881
г. этот проект должен был утвердить Александр II. 1 марта 1881 г.
император был убит народовольцами. На престол взошел его сын Александр III.
Эпоха «великих реформ» закончилась. Почти все члены Исполнительного комитета
«Народной воли» были арестованы и казнены по приговору суда.
Террор, развернутый
народовольцами, не привел и не мог привести к тем целям, которые они ставили
перед собой. В этом противоречии целей и средств — их личная трагедия и их
вина. В том, что власть не нашла в себе сил твердо осуществлять начатые
преобразования, — ее трагедия и ее вина. Жертвой было общество,
дезориентированное, запуганное, отчаявшееся.
В 80—90-е гг. народничество
утратило революционный характер и перешло на либеральные позиции («теория малых
дел», «тихой культурной работы»). Формой преодоления народничества стал марксизм.
Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве
марксистскую группу «Освобождение труда» (1883).
1850—1890-е гг. — промышленный
переворот в России.
1855—1881 гг. — царствование
Александра II.
1861 г.— отмена крепостного
права в России.
1864 г. — земская и судебная
реформы.
1874 г. — военная реформа.
1876—1879 гг. — народническая
организация «Земля и воля».
1877—1878 гг. —
русско-турецкая война.
1879—1882 гг.— организация
«Народная воля».
1881 г., 1 марта — убийство
Александра II.
1.
К
какому времени относится формирование консервативного, либерального и
радикального течений в общественном движении России?
2.
В
чем заключалась основная идея консервативного течения? Назовите наиболее
крупных представителей русского консерватизма.
3.
В чем
состояли основные идеи революционного народничества?
4.
Что
предполагало массовое движение, получившее название «хождение в народ»?
5.
Как произошла
отмена крепостного права в России? Почему царское правительство вынуждено было
пойти на освобождение крестьян с землей?
6.
Какие реформы
необходимо было провести одновременно с отменой крепостного права и почему?
7.
Какова главная
цель реформ 1861—1874 гг.?
8.
В чем причины
неудовлетворенности реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей
либерального и революционного лагерей?
9.
Какое значение в истории России имели реформы
60—70-х гг. XIX в.?
10. Что вкладывают историки в понятие «промышленный переворот»?
11. Каковы техническая и общественная стороны промышленного
переворота?
12. Каковы основные итоги развития капитализма в промышленности
в 60—90-е гг. XIX в.?
При изучении данной темы
следует обратить внимание на то, что все направления в общественном движении
имели разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные
и морально-этические позиции. При рассмотрении консервативного течения необходимо
подчеркнуть, что оно во второй половине XIX в. оставалось в идеологических рамках
теории «официальной народности». Консерваторы боролись за незыблемость
самодержавия, свёртывание реформ и проведение контрреформ. Они ратовали за
укрепление позиций дворянства и сохранение помещичьего землевладения.
Консерваторы выдвигали идею единения всех славянских народов вокруг России,
отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного
подчинения власти.
В либеральном направлении
необходимо подчеркнуть стремление к введению конституционных начал, демократических
свобод и продолжению реформ. Либералы выступали за создание общероссийского выборного
органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов
самоуправления (земств). Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая
реформы главным методом социально-политической модернизации России. Важно
отметить, что либералы не создали устойчивой и организационно оформленной
оппозиции правительству. Особенностью российского либерализма являлся его дворянский
характер из-за политической слабости буржуазии и близости к консерватизму.
Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.
В отличие от консерваторов и
либералов радикалы стремились к насильственным методам преобразования России, к
коренному переустройству общества. Необходимо отметить, что радикализм во
многом провоцировался реакцией правительства и условиями российской
действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и
организаций). В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение,
идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития
России и «общинного социализма».
Приступая к изучению реформ
второй половины XIX в., необходимо
обратить внимание на то, что в это время стал складываться союз царя, дворян и
буржуазии. Реформы должны были приспособить царизм к развитию капитализма,
использовать буржуазию в своих интересах. Следует особо остановиться на земской
(1864), судебной (1864), военной (1862—1874) реформах, а также реформах
просвещения и финансовой (1862—1866). Подводя итоги реформам, следует отметить,
что они отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав,
значительно продвинули Россию по пути экономической и политической
модернизации. Однако политическое устройство страны реформы не затрагивали.
Особо следует подчеркнуть, что общество и после реформ не имело никаких рычагов
влияния на политику правительства. В большинстве случаев реформы носили
характер компромисса. Поэтому они вызывали критику и даже полное неприятие как
со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов. Следует помнить, что
характер преобразований Александра II зависел от целого ряда факторов объективного
и субъективного свойства: мнение ближайшего окружения императора, соотношение
сил в стане «реформаторов» и «консерваторов», позиции революционного лагеря.
Поэтому не следует однозначно подразделять эпоху Великих реформ на
реформаторский и консервативно-охранительный периоды.
При изучении данной темы важно отметить,
что промышленный переворот являлся важнейшим
моментом социально-экономического развития России XIX в. Раскрывая суть и значение промышленного переворота,
необходимо подчеркнуть, что он сопровождался не только внедрением машин в
производство, но и формированием нового класса российского общества —
пролетариата. В этом заключаются техническая и общественная стороны такого
явления, как «промышленный переворот».
Рассматривая дореформенный и пореформенный
этапы промышленного переворота, необходимо отметить их особенности, проследить
пути развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Следует особо
остановиться на таких последствиях промышленного переворота, как подъем и
развитие торговли, начало индустриализации страны. Важно отметить также
сохранение технико-экономического отставания России в сравнении со странами
Запада к концу XIX в.