Промышленный переворот, т. е.
процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к
производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в
России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа:
дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.).
Первый этап. Переход от мануфактуры к фабрике начался
в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд.
Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность
(бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной,
писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые
машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.).
Важной стороной промышленного
переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и
железнодорожного. Первая железная дорога,
связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г.
вступила в строй железная дорога Петербург — Москва.
Первый этап промышленного
переворота в России имел свои особенности:
— начался позднее, чем в экономически
развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в
60-е гг. XVIII
в., во Франции — в начале XIX в.);
— формировался в условиях
господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на
его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по
территории страны);
— сдерживался относительной
замедленностью создания крупных предпринимательских капиталов (многие
промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических
прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную
часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой
являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам);
— не стал в дореформенной
России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и
промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической
системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что
касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные
крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень
квалификации и др.;
— происходил при
непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и
опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства.
Второй этап. Показателем завершения технического
обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной
продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми
двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил
на рубеже 70—80-х гг. XIX в.
К хлопчато- и писчебумажной,
свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная,
металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленности.
Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.
К особенностям и характерным
чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:
— происходил в новых
условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей
многие преграды на пути развития капитализма в стране;
— сопровождался
возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической,
машиностроительной и др.;
— привел к появлению промышленных
районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых
технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и
временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность
(Урал);
— сопровождался быстрым
развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка»
начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти
в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);
— имел важные социальные
последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и
промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие
количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась
выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое
могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось
недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10
% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных
предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было
тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата,
сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового
законодательства и медицинского страхования.
В 80—90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить
условия их труда и быта;
— чрезвычайно значительным
оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы,
закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и
др.).