37)понятие и
показатели качества продукции
Качество отражает устойчивые взаимоотношения составных
элементов объекта, которые характеризуют его специфику. Именно благодаря
качеству объект существует и воспринимается как нечто, ограниченное от других
объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь
класс однородных объектов.
Социальный аспект качества связан с отношением
субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту, например, с восприятием и
отношением определенного потребителя к соответствующей продукции или услуге.
При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая закону спроса
и предложения, зависит от уровня культуры, доходов потребителя и т.д.
Технический аспект качества обуславливается
количественными и качественными изменениями объекта исследования. Инженер,
рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл.
Объектом исследования становится механические закономерности в образовании и
проявлении физических, электромагнитных и других свойств предметов
одинакового назначения. С инженерных позиций, качество исследуется в
сопоставлении с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели
исследования за некий эталон.
С экономических позиций качество рассматривается как
результат потребления или потребительной стоимости исследуемого объекта.
Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку
это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с
экономической точки зрения, важно знать, насколько качество соответствует
потребности, иначе не всякое высокое качество – благо, то есть между
техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит
диалектический характер и обуславливается дополнительной взаимосвязью производства
и потребления объектов, поэтому целесообразно рассматривать совместно
технический и экономический аспекты качества, тем более что это важно при
проведении оценки уровня качества.
Правовой аспект относится к нормативно-технической
документации (далее НТД), порядка ее разработки, утверждения, внедрения и
выполнения, а тек же учета. С правовой точки зрения, качество выступает как
совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным НТД.
Возникли понятия - брак, дефект, т. е. отклонение одного из показателей
качества продукции от требований, указанных в чертежах, технических условиях
или стандартах. Но подобное понимание характеризует скорее не качество
продукции как таковой, а качество работы по ее изготовлению.
При определении термина «качество» следует учитывать
различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому
вопросу в литературе (как отечественной, так и зарубежной) можно встретить его
формулировок.
качество – определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных
в той или иной мере удовлетворять потребностям при их использовании по
назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Качество является комплексной категорией, которая
отражает эффективность всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим
различают предметное или функциональное качество. Покупая товар, мы сначала
определяем, как будем его использовать, затем смотрим на его соответствие нашей
цели. В первом случае мы определяем функции предмета, во втором – свойства
предмета. Отсюда предметное качество
– качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или
иную потребность; функциональное качество
– уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного
воплощения.
Так же различают общее
и специфическое качество. В различных
регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако
есть хорошие товары, которые пользуются спросом во всем мире. В первом случае
мы имеем дело со специфическими представлениями о качестве отдельных групп
покупателей, отражающими культурно-исторические, социальные, хозяйственные
особенности этих групп; во втором – со всеобщим
признанием товаров. Ярким примером специфического качества является
региональное качество. Учет регионального качества важен при анализе отдельных
рынков сбыта, для понимания запросов потребителей, а также при построении
систем управления качеством, в большей мере соответствующих местным,
региональным условиям.
Так же существует деление на качество продукции,
главное (единичное) и интегральное качество. Качество продукции - совокупность свойств продукции,
обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в
соответствии с ее назначением; главное
(единичное) качество - качество, отождествляемое с каким-то одним
определяющим, доминирующим свойством, характеризующим потребительную стоимость
данного продукта труда, при условном абстрагировании от всех остальных его
свойств. Выбор такого свойства должен быть обусловлен и подкреплен достаточно длительной
и устойчивой практикой его применения именно как синонима качества этого
продукта труда. Например, по отношению к бетону главным качеством может
являться прочность; для наручных часов - средний суточный ход (точность). Интегральное качество - качество,
определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических
свойств, т.е. выражаемое совокупностью потребительной стоимости и суммарных
затрат на производство и потребление этого продукта труда. Исследование
качества продукции с применением трех различных понятий (единичное качество,
качество, интегральное качество) хорошо согласуются с тремя направлениями в
трактовке понятий и терминов «качество продукции». Понятия главное (единичное)
качество и качество, характеризуя продукт труда только с точки зрения его
потребительной стоимости, используются конструкторами, производственниками и
товароведами. Интегральное же качество, учитывающее как потребительную
стоимость, так и стоимость продукта труда, используется также и в экономической
сфере.
В условиях рынка и конкуренции развитые страны
воспринимают высокое качество как стратегический и коммерческий императив и самый
значительный источник национального богатства. Качество во многом определяет
престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого
человека и общества в целом, является важнейшей составляющей
конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях
конкуренции и получить необходимую прибыль, поэтому представляется вполне
объяснимым, что деятельность по улучшению и обеспечению качества в условиях
рыночных отношений должна быть приоритетной..
По мере
углубления познания качества стала возникать необходимость как-то это качество
учитывать, сопоставлять с потребностями, измерять степень соответствия им. В
связи с этим начали увязывать свойства предметов с характером потребностей и
отождествлять эти связи с показателями, указанными в технической документации
(чертежах, стандартах и технических условиях).
Оценка уровня качества объекта и классификация
показателей качества рассматриваются в
квалиметрии.
Квалиметрия (от лат. qalitas – какой по качеству) – отрасль науки, изучающая и
реализующая методы количественной оценки качества.
Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей
качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации,
совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка
обобщенных показателей и обоснование условий их применения в задачах
стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые
товары и услуги, к которым применимо понятие «качество». Это могут быть товары
и услуги промышленности, сельского хозяйства, «природы» (грибы, ягоды,
дикорастущие плоды, лекарственные травы и т.д.).
Исходным положением квалиметрии является то, что
качество зависит от большого числа свойств объекта. Кроме того, нужно учитывать
и условия, в которых продукт будет использован.
Любая продукция или услуга имеет множество свойств.
Под свойствами продукции понимают ее объективные особенности, проявляющиеся при
производстве, эксплуатации и потреблении. Различают производственные и
потребительские свойства продукции. К производственным
относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она
представляет собой потенциальное качество. Потребительские свойства продукции
характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу
наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.
Показатели качества -
количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным
условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества
количественно обуславливают степень способности продукции удовлетворять
определенные потребности (например, качество клубней картофеля характеризуется
количеством крахмала).
Можно выделить простые (масса,
емкость, длина и т.д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т.д.)
количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих
качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.
В мировой практике для оценки степени превосходства
одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) – это
категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и то же
функциональное применение, но к которой применяются различные требования в
отношении качества.
Показатель, по которому принимается решение оценивать
качество продукции, называется определяющим.
Обобщающие показатели – это средняя величина,
учитывающая количественные оценки основных свойств продукции
и коэффициентов их весомости.
Оптимальное значение качества продукции такое, при котором
достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при
заданных затратах на создание и эксплуатацию.
Качество получаемой в сельском хозяйстве продукции
выражается в признаках и параметрах. Признак продукции отражает качественные
или количественные характеристики ее свойств (например, по льну – цвет, длина,
прочность волокна), а параметр – только количественные (например, содержание
протеина в кормах). Обобщенный показатель качества продукции – комплексный. Он
характеризует совокупность свойств, по которым оценивается ее качество.
Методы определения значений
показателей качества продукции подразделяется на две группы: по способам получения информации –
измерительный, регистрационный, расчетный и органолептический; по источникам ее получения –
традиционный, экспериментальный и социологический.
Измерительный
метод основан на информации,
получаемой с помощью технических средств – весов, микрометров, лактоденсиметров, влагомеров и других приборов, аппаратов и
установок.
Расчетный
метод – это вычисления, построенные
на информации, полученной с помощью технических зависимостей или эмпирическим
путем.
Органолептический
метод позволяет оценить качество
продукции на основе информации о ее внешнем виде,
вкусе, запахе и т.д., воспринимаемой органами чувств человека: зрением,
обонянием, осязанием. Точность и достоверность результатов при данном методе
зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих работу, а
также от возможности использования специальных технических средств, повышающих
разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны, лупы). Этот
метод широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе
продуктов питания (напитки, кондитерские, табачные изделия), их эргономичности,
экологичности, эстетичности.
Традиционный
метод – показатели качества
определяются должностными лицами (работниками) специализированных
экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений
предприятий – конструкторских отделов, вычислительных центров, служб
надежности.