27. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

 

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных  и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов): 

 

где     П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом. 

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия

 

 

27. Система показателей рентабельности

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это  относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности  (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать  оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно  относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности  предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может  определяться лишь системой показателей рентабельности. Она включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала  и прочие показатели.

Первая группа показателей - это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется  фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с  учетом доходности на вложенный капитал.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибы­ли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или инвестиций):

Этот показатель может встречаться под названием ROI - Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия де­нежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид при­были, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить себе как произведение следующих двух показателей:

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Четвертая группа показателей рентабельности -рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

ROE=ЧП/ПIII

где

ROE - рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);

ПIII- средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.

Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета и отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства:

An = (ROExKpH)/100,

 где

А П - прирост прибыли в планируемом году;

Крн - коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/ПIII).

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

-      динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);

-      эффективность использования активов на основе выручки от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость активов);

-      структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в ак­тивах собственные средства;

-      влияние вышеперечисленных факторов на ROE.

Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала рассчитывается следующим образом:

Рик = ЧП/(ПIII + ПIV),

где

ПIV - средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных предприя­тием за определенный период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы кос­венно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельно­сти перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собствен­ных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели.

Это прежде всего показатели рентабельности акций.

Прибыль на 1 акцию:

EPS=ЧПА/КА,

где

ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;

КА – среднее число обращающихся за год акций.

Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:

Р/Е=РЦА/EPS.

где

РЦА – рыночная цена акции.

Показатель выплаты дивидендов равен:

PR=ДВ/ЧП,

где

ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

Одним из существенных показателей является рентабельность инвестиций:

Ринв=(Дфв/ФВ),

где

Дфв – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Вышеописанная система показателей рентабельности предприятия, на наш взгляд, дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах.

 

Hosted by uCoz