Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия
27. Система показателей рентабельности
Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.
Первая группа показателей - это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.
Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».
Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.
Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или инвестиций):
Этот показатель может встречаться под названием ROI - Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
Рентабельность активов можно представить себе как произведение следующих двух показателей:
Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.
Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:
Четвертая группа
показателей рентабельности -рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое
место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств,
используемых предпринимателем, - собственных средств.
ROE=ЧП/ПIII
где
ROE - рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);
ПIII- средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.
На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.
Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета и отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства:
An = (ROExKpH)/100,
где
А П - прирост прибыли в планируемом году;
Крн - коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли.
Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая
формула Дюпона:
ROE = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/ПIII).
Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:
-
динамику
чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);
-
эффективность
использования активов на основе выручки от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость
активов);
-
структуру
капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;
-
влияние
вышеперечисленных факторов на ROE.
Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.
Рентабельность перманентного капитала рассчитывается следующим образом:
Рик = ЧП/(ПIII + ПIV),
где
ПIV - средняя величина
долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный
период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.
Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.
Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели.
Это прежде всего показатели рентабельности акций.
Прибыль на 1 акцию:
EPS=ЧПА/КА,
где
ЧПА – чистая прибыль,
предназначенная акционерам;
КА – среднее число
обращающихся за год акций.
Отношение рыночной цены
акции к доходу на нее составит:
Р/Е=РЦА/EPS.
где
РЦА – рыночная цена
акции.
Показатель выплаты
дивидендов равен:
PR=ДВ/ЧП,
где
ДВ – сумма дивидендов,
выплачиваемая из чистой прибыли.
Одним из существенных
показателей является рентабельность
инвестиций:
Ринв=(Дфв/ФВ),
где
Дфв – доходы от долгосрочных
и краткосрочных финансовых вложений;
ФВ – сумма долгосрочных
и краткосрочных финансовых вложений.
Вышеописанная система показателей рентабельности предприятия, на наш взгляд, дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах.